Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.
Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена:
- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования – ч.2 ст.79 ФЗ №273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, – п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода динамического наблюдения;
- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности – приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”, регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что “лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования”.
Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Для организации образовательной деятельности инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предназначены следующие оборудованные кабинеты:
- Кабинет № 1 (технология)
- Кабинет № 6 (музыки и ИЗО)
- Кабинет № 7 (математика)
- Кабинет № 8 (химия и биология)
- Кабинет № 9 (история)
- Кабинет № 10 (бурятского языка и литературы)
- Кабинет № 11 (английский язык)
- Кабинет № 13 (информатика)
- Кабинет № 14 (ОБЖ)
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Практические занятия по предметам учебного плана проводятся в кабинетах химии и физики, информатики, биологии, технологии и ИЗО. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием. Для осуществления учебного процесса используется интерактивное оборудование.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Информация о библиотеке
Библиотека размещена на первом этаже и не приспособлена для использования инвалидами и лицами с ОВЗ по причине отсутствия запросов.
Библиотека осуществляет информационное, библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание всех участников образовательного процесса. Специального оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья используют ресурсы школьного информационно-библиотечного центра на общих основаниях.
Информация об объектах спорта
Образовательная организация имеет:
- Спортивный зал
- Дом спорта
Стадион (вмещает футбольное поле, беговую дорожку, сектор для прыжков в длину, спортивный городок).
Оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием реализуется в полном объеме по всем разделам учебной программы по предметной дисциплине “Физическая культура”.
Объекты спорта не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ по причине отсутствия запросов.
Информация о средствах обучения и воспитания
В МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» имеются в наличии следующие средства обучения и воспитания:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные (учебные презентации, учебные фильмы и др.);
- наглядные (плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации и др.);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, демонстрационные модели и др.);
- учебные приборы (мобильная естественно научная лаборатория, физические приборы и др.);
- тренажёры и спортивное оборудование.
Данные средства обучения доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, в организации не имеется по причине отсутствия запросов.
Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ОВЗ:
Специальных условий доступа в кабинеты для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет по причине отсутствия запросов. Доступ в здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях, предусмотрен пандус
Информация о специальных условиях питания
При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утв. Постановлением главного санитарного врача от 27.10.2020 № 32.
В МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» для инвалидов и обучающихся с ОВЗ организовано бесплатное двухразовое питание. Столовая расположена на первом этаже. Столовая оснащена современным оборудованием, имеется обеденный зал на 96 посадочных мест.
Информация о специальных условиях охраны здоровья
Первичную медико-профилактическую помощь, прохождение медицинских осмотров, диспансеризацию, вакцинацию оказывает и проводит ОГБУЗ «Осинская ЦРБ» и ОГБУЗ «Осинская ЦРБ. Ново-Ленинский ФАП» в соответствии с договором, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов. В школе имеется лицензированный медицинский кабинет.
В школе ведется видеонаблюдение. Имеется кнопка тревожной сигнализации с выходом на пульт специализированной охраны. Заключены договоры на обслуживание и ремонт противопожарной сигнализации.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организован в кабинете информатики, возможен в учебных кабинетах на рабочих местах учителя и библиотеке. Безопасность работы в сети обеспечивается антивирусной программой «Dr.Web» и системой контент-фильтрации Интернет «Интернет-цензор», ограничивающими доступ к ресурсам, запрещенным для использования в образовательном учреждении.
Информация об электронных образовательных ресурсах
Наименование ресурса | Ссылка |
Министерство Просвещения Российской Федерации | Минпросвещения России (edu.gov.ru) |
Федеральный портал «Российское образование» | Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА |
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» | Бесплатная электронная библиотека онлайн “Единое окно к образовательным ресурсам” (window.edu.ru) |
Президент России | Президент России (kremlin.ru) |
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» | «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (zhit-vmeste.ru) |
Министерство образования Иркутской области | Министерство образования Иркутской области – Иркутская область. Официальный портал (irkobl.ru) |
Осинское муниципальное управление образования | Об управлении образования (eduosa.ru) |
Сайт МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» | https://novolenin.ru/ |
Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ
1.https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс.учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
https://uchi.ru/teachers/stats/main– отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
https://iqsha.ru/онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
https://chudo-udo.info/детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
http://poskladam.ru/онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
https://www.igraemsa.ru/онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
https://www.yaklass.ru/p– образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и инвалидов – это специальные технические средства в кабинета у педагога-психолога
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» общежития/интерната не имеет.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» общежития/интерната не имеет.